Переход на веганскую пищу: в ходе комплексного исследования, в котором приняли участие более 7 000 человек, выяснилось, что терминология, используемая для описания вариантов безмясного и безмолочного питания (веганскую пищу), существенно влияет на выбор потребителей. Несмотря на подавляющее большинство положительных данных о преимуществах отказа от продуктов животного происхождения для здоровья и экологии, исследователи выявили уникальную проблему, связанную с переходом на такие диеты.
В ходе исследования, проведенного группой специалистов из Университета Южной Калифорнии под руководством психолога Патриции Слебоды, участникам предлагалось выбрать одну из двух продуктовых корзин для гурманов: одна содержала мясо и молочные продукты, другая - нет (веганскую пищу). Участники не знали, что они являются частью рандомизированного эксперимента, в котором корзина с продуктами, не содержащими животных, была отнесена к одной из пяти категорий: веганской, растительной, здоровой, устойчивой или сочетающей в себе здоровые и устойчивые продукты.
Результаты показали, что в целом предпочтение отдается мясомолочной корзине. Однако альтернативная корзина, обозначенная как "здоровая и устойчивая", получила значительно большее предпочтение (44 %) по сравнению с 20 % выбором, когда корзина была обозначена как "веганская".
Поскольку исследование проводилось в Интернете, можно предположить, что эти результаты отражают в первую очередь поведение покупателей в Интернете, однако они, по-видимому, отражают более широкий общественный дискомфорт по отношению к концепции веганства. На самом деле, негативное отношение к веганству стало настолько сильным, что только те, кто связан с наркоманией, сталкиваются с подобным уровнем общественного неодобрения.
Интересно, что, несмотря на сопротивление принятию веганского образа жизни, принципы веганства - особенно его преимущества для здоровья, окружающей среды и этики - в целом поддерживаются обществом. Признанные преимущества растительной диеты для здоровья включают в себя контроль веса, снижение риска гипертонии, диабета и сердечно-сосудистых заболеваний среди различных групп населения.
Психологическое напряжение, которое, как полагают, является следствием когнитивного диссонанса, возникает при расхождении между убеждениями и действиями человека. Эта дилемма, иногда называемая моральной шизофренией, отражает борьбу между знанием об устойчивости веганства и практикой употребления мяса.
Этот внутренний конфликт может проявляться в обиде на веганов, которых многие воспринимают как вызов их самооценке, особенно для тех, кто решил не следовать подобному пути употребляя (веганскую пищу). Психологи Стэнфордского университета в исследовании 2008 года утверждают, что люди, скорее всего, будут питать негативные чувства к тем, кто, как им кажется, порицает их за моральный выбор.
Чтобы противостоять явному отвращению к веганству, некоторые эксперты предлагают придерживаться флекситарианского подхода, выступая за сокращение, но не полный отказ от потребления продуктов животного происхождения. Такой переход обещает пользу для здоровья без существенной перестройки образа жизни, связанной с полным веганством.
Эффективной стратегией представляется целенаправленная пропаганда пользы для здоровья и окружающей среды. Этот подход также может быть применен к людям с особыми диетическими заболеваниями, которые могут помешать им придерживаться строго растительной диеты.
Результаты исследования Слебоды подчеркивают потенциал стратегически скорректированной маркировки продуктов питания как простого и недорогого метода поощрения более здоровых и устойчивых привычек питания.
Это исследование было представлено на ежегодной конференции Общества анализа рисков 2023 года и опубликовано в журнале Journal of Environmental Psychology.