Запрет экспорта пальмового масла, который внезапно был введен президентом Индонезии Джоко Видодо, спровоцировал резкий рост пищевых масел, включая, соевое, рапсовое и подсолнечное масел. Решение Индонезии о приостановки экспорта пальмового масла принято на неопределенный срок для стабилизации цен на внутреннем рынке. «По иронии судьбы, как крупнейший в мире производитель пальмового масла, мы испытываем нехватку растительного масла. Как президент я не могу этого допустить», — заявил президент Джоко Видодо.
«Дефицит наблюдается уже четыре месяца, и правительство приняло ряд мер, но они не сработали». Мировые рынки уже испытывают сокращение запасов пальмового масла, Например Южная Корея импортирует 340 000 метрических тонн пальмового масла из Индонезии в год, что составляет около 56% от общего объема импорта пальмового масла. А председатель Пакистанской ассоциации производителей пищевого масла Рашид Джан Мохд, отметил: «Никто не может компенсировать потерю индонезийского пальмового масла. Каждая страна будет страдать».
В итоге, мировая промышленность отреагировала на выход крупнейшего экспортера пальмового масла. Представитель Unilever сообщил FoodIngredientsFirst: «Мы знаем об объявлении правительства Индонезии о запрете экспорта пальмового олеина и его сырья с 28 апреля и внимательно следим за ситуацией». Тем не менее, многие промышленные гиганты надеются на цепочки своих налаженных поставок, один из них Mondelēz International, который производит Oreo, Chips Ahoy и Ritz. «Запрет создаст неблагоприятные последствия. Это может привести к сокращению производства масла», — говорит президент Видодо. «Я понимаю, что государству нужны налоги, нужны доходы, нужен государственный излишек. Но удовлетворение основных потребностей людей является важным приоритетом», — подчеркивает он. «Я прошу все предприятия по производству пальмового масла уделять первоочередное внимание внутренним потребностям и удовлетворять потребности людей. Если внутренние потребности будут удовлетворены, то я обязательно отменю запрет на экспорт».
Что ожидают рынки на фоне заявлений президента Индонезии. В первую очередь удар по ценам на продукты содержащие пальмовое масло или приготовленные на его основе в Африке и конечно в Азии, где оно самое популярное. Запрет на экспорт, который будет действовать до тех пор, пока не будет устранен дефицит в стране, в основном распространяется на продукты из сырого и рафинированного масла. Для справки, уже марте индекс цен на овощи продовольственной организации ООН вырос более чем на 23%. Этот новый рекорд связан с резким ростом цен на основные растительные масла, такие как пальмовое, соевое, подсолнечное и рапсовое. Вместе с инфляцией возникает косвенный эффект «усадочной инфляции », когда бренды продуктов питания длительного хранения сокращают размер или количество своих продуктов, сохраняя при этом ту же цену. Это наблюдалось на некоторых развитых рынках, таких как Великобритания.
Некоторые аналитики ожидают, что инфляция затрат для предприятий пищевой промышленности продолжит резко расти. Как пример, недавний отчет о продажах за первый квартал 2022 года Nestlé сообщает, что в результате она подняла цены на свои продукты питания и другие товары повседневного спроса на 5,2%.